Лето в городе

Невеста

Моисей Спиридонович Спиридонов
Искал ее всю жизнь…

Лето – пора свадеб, в дождливую погоду многие молодожены прогуливаются со своими гостями среди картин, фотографируются в светлых залах, танцуют у рояля… На их улыбающихся лицах искрится радость, ну, может, легкое переживание, горячим ли подадут второе.
М.С. Спиридонов. «Невеста» 1960. Х., м. 85 х 70,5
Моисея Спиридоновича Спиридонова, человека, с которого всё в нашей профессиональной живописи начиналось, образ невесты волновал с юных лет. Он бывал на свадьбах у сестер, племянниц и других знакомых девушек. У каждой из них по-разному складывалась судьба, но тяжелое чувство от этого «праздника» его не оставляло. Особенно горьким был момент расставания невесты с родителями, родственниками, подругами… вот сговорились родители — и отдают за чужого, нелюбимого, совсем незнакомого. И стоит она под белым свадебным покрывалом, и поет так печально, что душа разрывается. Этот образ прочно засел в уме и сердце художника и не отпускал его до самых последних лет.

«Тот самый» образ он долго искал. Пробовал писать невесту стоящей под покрывалом, но тут же ругал себя за подражание Константину Иванову и мечтал о своем, оригинальном решении.

В 1958 году на одной из фотографий, которые сам же сделал в этнографических экспедициях 30-х, художник его нашел. В ожидании жениха невеста сидела в амбаре среди своего многочисленного приданого, с тревогой прислушивалась к звукам свадьбы и разные мысли не давали ей покоя: какой-то будет новая жизнь, что ее ждет впереди?
В собрании музея множество фотографий натурщиц в свадебном облачении, в характерной позе, но все не то. Сделав два не удовлетворивших его варианта, Спиридонов почти отчаялся. И вот однажды, в 1960 году, он встретил девушку, приехавшую в Чебоксары из деревни. Она мечтала стать актрисой, блистать на сцене, а вышло совсем не так, и ее грустное лицо, еще юное, но уже без света надежды в глазах, оказалось точным воплощением мысли художника.

Интересны эскизы, в которых автор ищет наиболее выразительное положение рук, нервно комкающих края расшитого покрывала. Чистый театр. А девушка и не знала, какую большую роль сыграет в судьбе чувашского искусства. Картина прошла множество выставок самого разного масштаба, была с восторгом принята публикой и стала чуть ли не лучшей работой художника. Теперь она украшает его зал в экспозиции ЧГХМ, а удовлетворить свой исследовательский интерес, увидеть варианты, фотографии и подлинные предметы, изображенные на полотне, можно в Музее-квартире М.С. Спиридонова на Урукова, 15.
Сайт ЧГХМ / Группа ЧГХМ Вконтакте
Благодарим Марию Готлиб, научного сотрудника отдела внешней коммуникации ЧГХМ, за участие в проекте «100 сокровищ. Идем в музей»
Если материал вам понравился,
расскажите о нем друзьям. Спасибо!
20 июня / 2018
Один раз в неделю мы делаем рассылку, где рассказываем о ближайших событиях, изменениях в программе мероприятий, делимся фотографиями и многое другое